Иван Полторацкий

30

«Жизнь гораздо больше… »: о литературных мастер-классах для незрячих детей

Осенью при поддержке фонда «Дара» и компании Chevron в Алматы проводились литературные мастер-классы для незрячих и слабовидящих детей в возрасте 12-15 лет. Они учились писать стихи и прозу, работали в разных жанрах и — самое главное — учились понимать, что они хотят сказать этому миру. 

Мы попросили подробнее рассказать о прошедших мастер-классах и опыте работы с особенными детьми поэта и преподавателя Ивана Полторацкого.

— Расскажи о проекте в целом. Чья была инициатива и как ты стал её частью?

— Ксения Рогожникова предложила мне посотрудничать с фондом «Дара» и компанией Chevron. Я имею опыт работы с разными детьми, в том числе с особенными, хотя с незрячими ещё не работал. Планировалось привлечь нескольких преподавателей, но Владимир Коркунов, к сожалению, не смог участвовать. Зато очень подробно проконсультировал — как человек хорошо известный своими проектами по поддержке слепоглухих людей.

Когда мне предложили поработать с незрячими детьми, для меня это был, конечно, и вызов большой, и тревога, и переживание, потому что я раньше никогда не работал с детьми с такими особенностями. Но спасибо Володе, он многое мне подсказал и очень помог.

— Тяжело было выстраивать коммуникацию с незрячими детьми?

— На самом деле классно строилась коммуникация, ребята разные — кто-то совсем незрячий, кто-то слабовидящий. Некоторые даже успевали во время занятий в телефоне посидеть: спрятали на парте и читают там какие-то свои тексты… Мы лепили с ними из пластилина, а потом описывали то, что слеплено, сочиняли хайку, пробовали классический набор разных жанров, прозу пробовали писать. Единственное, я забыл с самого начала аудиодескрипцию провести — описать себя, как я выгляжу, поэтому ребята меня представляли довольно своеобразно. Но потом мы друг друга касались, обсуждали, как я выгляжу, как они меня чувствуют, как видят, и в чём-то даже совпало. 

— Долго вы занимались? Чему ты хотел их научить?

— Всего было восемь занятий по два часа. Первую встречу мы провели в республиканской библиотеке для незрячих и слабовидящих. Я сразу увидел, что они очень классные. Такие же точно, как и все остальные, просто чуть по-другому воспринимают мир: где-то тоньше, где-то более чутко. Я говорил с ними как писатель и мотивировал их к писательству — это были чистые литературные курсы о том, как писать разные произведения — стихи, прозу.

Вначале была очень большая группа ребят, мы с ними сочиняли прекрасные стихи, обсуждали, что такое вдохновение, и даже сочинили совместное стихотворение о том, какие есть источники вдохновения. Вот оно:

 

12 источников вдохновения

 

1. Ситуации из жизни

Небо плачет — задумчивый я.

2. Настроение

Грусть в моём сердце опишет тоску.

3. Близкие люди

Вдали от меня моя семья.

4. Гулять в тишине

И не знаю, куда я иду…

5. Мечты

Мечтаю семью я увидеть скорей.

6. Прогулки

Один я гуляю совсем без друзей.

7. Предметы

Гитара моя совсем не звучит.

8. Природа

Природа затихла, а дождик стучит.

9. Эмоции

Вспоминаю семью и охота кричать.

10. Песни

Грустная песня звучит в голове.

11. Олицетворение

Гитара моя не желает молчать.

12. Чувства

Родные мои, возвращайтесь ко мне.

 

В процессе каждый по-своему начал думать о том, что он может написать, что он хочет сказать этому миру. Вот такая у нас была первая встреча прекрасная. А дальше я уже ездил в интернат к ребятам, где они учатся, — хорошая такая школа, спасибо большое учителям, которые пошли на встречу. Особенно Искаковой Айжан Ержановне, совершенно прекрасному педагогу СШИ №4, за то, что очень много помогала, подсказывала.

— Ты сталкивался с трудностями в процессе работы? Как справлялся с ними?

— Ребята очень уставали, потому что мы встречались после уроков, а у них очень насыщенная жизнь, и они много всего делают: некоторые в конкурсах музыкальных участвуют, некоторые в разных других творческих конкурсах. В итоге ребят стало чуть меньше, потому что не все успевали.

Я приезжал к ним раз в неделю, мы пробовали писать в рифму, без рифмы, свободные стихи — мне очень нравилось, какая у них энергия, какой хороший курс. Хотя надо сказать, для ребят это было впервые, у них не было насыщенного литературного опыта. Поэтому мы с ними проходили самые-самые основы того, как чувствовать себя писателем, как быть в творчестве, зачем это всё нужно и какие существуют приёмы и средства художественной выразительности. Всё то, что они в школе уже проходили, но вот теперь на практике уточнили.

Мне очень понравилось — однажды мы сочинили с ними такое стихотворение: 

 

Сегодня я пушистый зайчик,

А завтра буду попугайчик.

 

По-моему, это гениально. Очень много смеялись, много концептуализма у нас было, Всеволода Некрасова читали вслух… В общем, работать было просто: что-то им учителя переводили на шрифт Брайля — если мне нужно было дать им теорию или какие-то стихи, тексты, а что-то мы просто читали, слушали аудио, под музыку писали — я им Вивальди ставил.

— Как реагировали дети на задания, которые ты для них готовил?

— Реагировали по-разному, но в целом оптимистично. Не все успевали делать «домашку», но очень старательно так подходили. Конечно, к творчеству не стоит подходить так, как будто это домашняя работа по русскому и литературе. Но вот такое воспитание, такая привычка у ребят была, и поэтому они немножко источник своего творчества не до конца раскрывали, скажем так.

— Расскажи о результатах проекта, чем ты гордишься?

— Конечно, в первую очередь я очень горжусь ребятами, потому что они очень постарались, они сделали всё, что могли. Всю свою творческую энергию, всё своё внимание и всю свою душу они вложили в эти сочинения. 

Сейчас готовится к печати книга, мы уже её редактируем и верстаем, в которой будут стихи ребят с литературной молодёжной мастерской Ксении Рогожниковой, а также тексты моих незрячих деток. И это заслуженно, они все просто гениальные ребята.

— Были ли среди твоих учеников потенциально талантливые ребята? Ты веришь, что они в будущем станут большими писателями?

— Я верю, что их ждёт большой жизненный путь: с таким вниманием, с таким старанием можно стать не только писателем, но и актёром, волонтёром — кем угодно. Поэтому, думаю, всё у них будет хорошо. 

Особенно хочется отметить Дашу Умерову — замечательная совершенно поэтесса, очень самодостаточная. К сожалению, она не все занятия посетила, но я надеюсь, что мы с ней ещё встретимся и поработаем в дальнейшем.

Конечно, я верю, что в будущем они станут большими писателями, если захотят. Но ещё больше я верю в то, что они станут самими собой и будут жить свою собственную жизнь. Ведь на самом деле искусство и творчество учат именно этому — быть собой.

— То есть литературные мастер-классы — для того чтобы жить?

— Литература — это путь, поэзия — это направление, а жизнь гораздо больше, чем и поэзия, и литература. И мне интересно, как эта искра, которая есть в этих замечательных ребятах, как она дальше проявится, по какому пути они выберут идти. А там кто знает, возможно, в дальнейшем у нас и появятся новый Мильтон или Борхес.

 

Беседовала Селина Тайсенгирова

Иван Полторацкий

Иван Полторацкий — поэт, филолог, преподаватель. выпускник ОФ «Мусагет» (2006). Ведущий семинаров поэзии и поэтической прозы в Открытой литературной школе Алматы. Автор нескольких поэтических и прозаических книг. Живёт в Алматы.

daktil_icon

daktilmailbox@gmail.com

fb_icontg_icon